Несмотря на то, что книга доктора Идо
Нетаниягу "Последний бой Йони" (600 страниц) целиком и полностью построена на стенограммах
бесед с непосредственными участниками военной операции, офицер Спецназа Муки
Бецер (при активной поддержке израильских СМИ) продолжал распространять
собственную версию драматических событий, развернувшихся в аэропорту Энтеббе
ночью 4 июля 1976 года (начало читайте здесь).
В конце концов, неточности,
которые постоянно допускал Бецер, привели в ярость сослуживцев Йони Нетаниягу:
каждый из них рисковал в Уганде жизнью, каждый лично причастен к спасению более
сотни отчаявшихся еврейских заложников и членов экипажа самолета компании Air France. Но… против Устава ЦАХАЛа не попрешь. В свое время бойцы обязались соблюдать
секретность и поставили подпись под соответствующим документом.
- Когда молчать было уже невозможно,
каждый из 33-х бойцов Спецназа скрупулезно записал свои воспоминания об
операции, после чего они были собраны воедино и изданы, - говорит Идо
Нетаниягу. – Так появилась книга "Операция "Йонатан" – от первого
лица". Воспоминания сослуживцев моего старшего брата естественным образом
совпадают с их же собственными рассказами, которые вошли в мою книгу "Последний
бой Йони".
Братья Нетаниягу: Биби, Йони, Идо
Оглушенные болью потери,
семьи многих павших бойцов ЦАХАЛа полностью посвящают себя поиску и сбору фактов,
способных пролить дополнительный свет на последние часы жизни родных и
обстоятельства их гибели. Семья подполковника Йони Нетаниягу – родители Циля и
Бенцион (светлая им память), братья Биби и Идо, однако, столкнулись с
совершенно иной проблемой, крайне нетипичной для страны, в которой нескончаемые
войны, теракты и антитеррористические операции являются столь же неотъемлемой
частью национального пейзажа, как жизнь и смерть, или смерть – ради спасения
жизни. Об обстоятельствах гибели Йони усиленно распространяли лживую,
извращенную информацию. И чем
стремительнее продвигался к вершине политического Олимпа Биньямин Нетаниягу – тем большей
ложью, домыслами и сомнениями обрастало представление о беспрецедентно дерзкой
операции по спасению еврейских заложников в далекой Уганде, навязанное
общественности СМИ.
Вызов был брошен – Идо
Нетаниягу принял его хладнокровно, как и положено бойцу Спецназа. Аналогичным образом – пускай и с
опозданием почти на 40 лет – поступили сослуживцы Йони, солдаты и офицеры
"Сайерет Маткаль".
- Надеюсь, сейчас, после
выхода в свет книги "Операция "Йонатан" – из первых рук",
моя жизнь изменится, - внезапно произносит Идо Нетаниягу, - и мне больше не
придется отражать новые атаки тех, кто извращает факты.
- При подготовке
корреспонденций об операции "Йонатан" профессиональные журналисты
(грешна этим и я) обычно пользуются открытыми источниками, прежде всего –
документами из армейского архива: ведь в ЦАХАЛе эту операцию изучают на
офицерских курсах.
- Да, изучают, но – в той
первоначальной трактовке, в которой ее документировали 40 лет назад на
основании показаний одного-единственного офицера Спецназа, - подтверждает Идо
Нетаниягу.
- Можно ли услышать от вас
рассказ об операции?
- Факты таковы: операция была
спланирована и подготовлена менее чем за 48 часов, - рассказывает Идо
Нетаниягу. – В четверг, 2 июля, за два дня до вылета коммандос в Энтеббе,
правительство решило уступить требованиям бандитов, захвативших заложников, и
освободить из израильских тюрем несколько десятков террористов. Заседание
правительства состоялось около полудня. Армейское командование, со своей
стороны, не смирилось с решением политического руководства. Заместитель
начальника Генштаба Иекутиэль Адам (погибший впоследствии, в 1982 году, на
Первой ливанской войне) категорически настоял на том, чтобы найти способ
провести операцию на территории иностранного государства и освободить
заложников.
Если до четвергового
заседания правительства можно было лишь выдвигать идеи относительно того, каким
образом провести операцию в Уганде, то сейчас следовало срочно ее спланировать,
чтобы представить правительству готовый сценарий и настоять на необходимости ее
проведения.
Вот тут-то армия и
столкнулась с проблемой: выяснилось, что разведка не располагает никакими сведениями
о происходящем в Энтеббе.
Один из "Геркулесов" по возвращении из Энтеббе (фото Моше Мильнера, правительственное пресс-бюро)
Информация появилась лишь
после проведенной террористами селекции, в ходе которой все заложники-неевреи
были освобождены.
- Селекцию они провели в
среду вечером и завершили в четверг утром, - рассказывает Идо Нетаниягу. – В
одном из залов аэропорта террористы собрали израильтян и евреев-иностранцев, в
подавляющем большинстве – верующих. В другой зал отправили неевреев, в том
числе членов экипажа самолета компании Air France. Вначале были освобождены
женщины с детьми, а затем мужчины, и все они вскоре улетели в Париж. Капитан
французского лайнера заявил, что останется с заложниками. Так же поступили
члены экипажа.
Тем временем освобожденные
заложники-неевреи прибыли в Париж и стали рассказывать о пережитом кошмаре.
- Из их рассказов выяснилось:
угандийский диктатор Иди Амин и его армия сотрудничают с террористами, - говорит
Идо Нетаниягу, - местные солдаты охраняют аэропорт. Следовательно, бросать на выполнение операции
небольшое воинское подразделение недопустимо. Более того: одной лишь
ликвидацией террористов задача никоим образом не исчерпывается – нашим бойцам,
скорее всего, предстоит вступить в вооруженное противостояние с солдатами
угандийской армии.
В четверг утром в Париж (форма
одежды гражданская) вылетел израильский офицер.
- К вечеру ему удалось
собрать ценнейшие сведения, - рассказывает Идо Нетаниягу. – Он передал в
Израиль, сколько террористов участвовало в захвате заложников, сколько примерно
солдат Иди Амина охраняют аэропорт в Энтеббе, в каком помещении держат пленников
(до сих пор оставалось неизвестным, находятся ли все в одном зале либо в двух).
Он также передал, что угандийские солдаты охраняют аэропорт не только снаружи –
немало бойцов находится в здании.
В четверг вечером командующий
операцией бригадный генерал Дан Шомрон встретился с командирами подразделений, которым
предстоит в ней участвовать, и главную задачу – ликвидацию террористов и
нейтрализацию угандийских солдат – возложил на бойцов Спецназа.
- По окончании встречи Йони и
другие офицеры Спецназа вернулись к себе на базу и около 10 часов вечера
приступили к планированию с тем, чтобы в пятницу вечером в присутствии начальника
Генштаба провести учения-симуляцию и показать, как они будут действовать, -
рассказывает Идо Нетаниягу. – На планирование - до учений-"симуляции" - оставалось всего 24 часа. Ключевой
вопрос: как проникнуть в здание аэропорта, если снаружи его охраняют
угандийские солдаты?
В середине 1970-х среди
богачей в Уганде самым модным и востребованным автомобилем был
"мерседес". Разъезжал на машине этой марки и диктатор Иди Амин. Значит,
если бойцы поедут по территории аэропорта на "мерседесе", особых
подозрений у охраны это не вызовет.
- Поздно ночью разведка
передала новые данные, - рассказывает Идо Нетаниягу, - позволившие приступить к
планированию той части операции, в ходе которой бойцы штурмуют здание
терминала. Те из них, кому предстояло прикрыть штурмовую группу с тыла,
подъедут на небольших бронемашинах, главное – впихнуть их в
"Геркулес". В первом самолете летит группа коммандос, которым
предстоит штурмовать здание. Во втором и третьем – те, кто будут их прикрывать…
В ночь с четверга на пятницу
Йони не сомкнул глаз, - продолжает Идо Нетаниягу. – В среду вечером он с
бойцами своего подразделения участвовал в учениях на Синае – поспать не удалось,
а сейчас!..
Йони провел ночь на базе – лишь под утро приехал домой и вырубился часа на
полтора, чтобы восстановить силы перед "генеральной репетицией".
- В пятницу в 10 часов утра Йони провел
инструктаж, детально разъяснив каждому бойцу, какова его задача в ходе
операции, - рассказывает Идо Нетаниягу. - Учения велись весь день – в
лихорадочной спешке. Подразделению Йони еще не доводилось участвовать в подобных
операциях. К тому же любая операция (говорить о большинстве из них я и сегодня
не вправе) обычно планировалась загодя, ее детали отрабатывались месяцами, а тут… К тому же Йони должен был съездить в
Генштаб, встретиться с начальником, а тут еще в дополнение ко всему брата вызвал министр обороны Шимон Перес.
Беспрецедентный случай:
министр изъявил желание побеседовать с глазу на глаз с молодым подполковником
Спецназа!
- Позднее я понял: Перес
хотел знать, можно ли в принципе провести операцию, - говорит Идо Нетаниягу. – Встреча
продолжалась полчаса. Йони детально описал ситуацию. Не берусь судить,
насколько повлияла эта встреча на Шимона Переса, хотя он утверждает, что она
сыграла важную роль в принятом им решении санкционировать операцию.
Вечером на базу
Спецназа приехал начальник Генштаба Мота Гур, чтобы присутствовать на
учениях.
- Было ясно, что перед
бойцами подразделения стоит архисложная задача: 33 человека на "мерседесе"
и двух джипах Land Rover должны штурмовать здание терминала,
в котором скрывается порядка 10 террористов, а охраняет бог весть сколько
угандийских солдат, - говорит Идо Нетаниягу. – Тем временем возникла еще одна
проблема: как посадить "Геркулесы" в кромешной тьме. Командир
эскадрильи Иегошуа (Шики) Шани,
подполковник, ровесник Йони, сказал начальнику Генштаба: "Не беспокойтесь
– посадим самолеты во тьме". Начальник продолжал сомневаться. Иегошуа
объяснил: "Мы применим особую технику с радарами"...
До 1976 года израильским
военным самолетам никогда еще не приходилось совершать посадку в кромешной тьме,
но на учениях новую технику действительно отрабатывали.
"Что ж, покажите, как
это работает", - согласился Мота Гур.
Эскадрилья (а вместе с ней
начальник Генштаба) тут же вылетела в Шарм-Аль-Шейх, чтобы на аэродроме в
пустыне продемонстрировать, как сажают самолет в кромешной тьме.
- Иегошуа, впрочем, воспользовался
небольшой хитростью, - говорит Идо Нетаниягу. – Накануне днем вместе с пилотами
он слетал в Шарм-Аль-Шейх и тщательно "прорепетировал" посадку.
Продемонстрировав начальнику Генштаба ту же посадку среди ночи в темноте, Шани
подчеркнул: в Шарм-Аль-Шейхе аэропорт находится в непосредственной близости к
морю, условия посадки вслепую здесь гораздо сложнее, чем в Энтеббе. Но даже в
этих условиях пилоты успешно справились с поставленной перед ними задачей.
На другой день в разговоре
один на один с Йони командир эскадрильи сказал: "Не беспокойся, если
возникнут привходящие обстоятельства, мы свяжемся с диспетчерской в Энтеббе и
выдадим свой "Геркулес" за иностранный гражданский самолет, который
терпит крушение и просит разрешения на экстренную посадку".
"Со мной летит пилот
"Эль Аль" – он знает, как на хорошем английском вести переговоры с
диспетчерами, ему не откажут", -
добавил Иегошуа.
В этом случае, однако, сажать
"Геркулесы" придется в условиях полного освещения взлетно-посадочной
полосы. Значит, и действия бойцов Спецназа будут иными.
Еще одна проблема, не
дававшая покоя Генштабу и офицерам – участникам операции: сколько угандийских
солдат занято охраной аэропорта? И как они дислоцированы?
- Все освобожденные заложники
в один голос утверждали, что в аэропорту полно солдат, - рассказывает Идо
Нетаниягу. – Пришлось в пятницу пилоту, служившему в Моссаде, взять в аренду
маленький частный самолет и, выдав себя за предпринимателя, слетать в Энтеббе.
"Бизнесмен" не просто посадил свою "стрекозу", но и сфотографировал – как с большой высоты,
так и с минимальной - аэропорт и всю прилегающую к нему территорию. Собранные
им разведданные и снимки указывали на то, что снаружи аэропорт не оцеплен солдатами. Все эти сведения, собранные
воедино, позволили правительству, в конечном счете, санкционировать операцию по
освобождению заложников.
ОКОНЧАНИЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ!
Фото из семейного архива Идо
и Дафны Нетаниягу
Комментариев нет:
Отправить комментарий