вторник, 28 августа 2012 г.

Эфиопские христиане, бывшие иудеи


Они соблюдают субботу.


Они не употребляют в пищу свинину.




Младенцам делают обрезание.

Их молитвы неизменно обращены к Иерусалиму, с которым эфиопских православных христиан связывает история длиной в 3000 лет.


Новый год начинается в Эфиопии 11 сентября – примерно тогда же, когда мы празднуем Рош ха-Шана. Эфиопский год состоит из 12 месяцев (каждый по 30 дней) и еще одного, продолжительность которого колеблется от 5 до 6 дней.


Государственным языком Эфиопии является амхарский, относящийся к семитской группе, но в литературу он вошел только во второй половине XIX века. До того два с половиной тысячелетия эфиопы писали на языке геэз, впрочем, тоже из семитской группы. На этом языке эфиопские христиане молятся по сей день.


В эфиопских церквях мужчины возносят молитву отдельно, а для верующих женщин (вспомним классическую синагогу) отводится специальное место.


Ежегодно на Пасху в Иерусалим приезжают тысячи эфиопских паломников.
Благодаря своим белоснежным (желтым – только для священников) одеяниям они выделяются в толпе в день крестного хода по Виа Долороза.


А еще эфиопы отличаются глубочайшей приверженностью Израилю и Иерусалиму. Это естественно: для них Иерусалим – это не просто центр христианского мироздания. Здесь их духовные корни. На этой земле.


По преданию, царица Савская посетила в Иерусалиме царя Соломона и одарила его любовью. В Эфиопию она вернулась беременной и родила сына, которого назвала Менелик (в переводе с амхарского - "сын царя"). Он стал первым императором Абиссинии (Эфиопии), с его именем связан период наивысшего расцвета этой африканской страны.

Впоследствии Менелик совершил восхождение в Иерусалим,  познакомился с отцом и привез в Эфиопию полученные от Соломона дары, прежде всего - предметы культа.

Менелик стал основателем Соломоновой династии эфиопских императоров, а ее символом (вспомним Иерусалим) был избран лев.


Много веков эфиопы исповедовали иудаизм. Христианство пришло в эту страну в 4-5-м веках новой эры, но приняли его (вспомним общину еврейских выходцев из Эфиопии) далеко не все.

Несколько лет назад мне довелось познакомиться с Аббой Сионом – главой эфиопской христианской общины на Святой Земле. 



Среди прочего, он поведал такую историю: в девятнадцатом веке верующим из Эфиопии принадлежало все восточное крыло Храма гроба господня в Старом городе Иерусалима, они были хранителями ключа от Храма.


В 1838 году в Иерусалиме разразилась эпидемия чумы, унесшая жизнь всех эфиопских монахов и монахинь, за исключением двух. Из Египта тем временем понаехали христиане-копты. Они захватили все строения, ранее принадлежавшие эфиопам, и сожгли собранную выходцами из Африки библиотеку.

Впоследствии копты утверждали, что библиотеку пришлось поджечь только потому, что книги могли быть инфицированы эфиопскими монахами, заразившимися чумой.  Вместе с молитвенниками сгорели и документы, подтверждавшие право эфиопов на строения в комплексе Храма. В руках коптов оказался и ключ от Храма.


Единственным местом, где темнокожим монахам удалось удержаться, стал отрезок крыши, подняться на который можно через две полутемные молельни.


Там, на крыше, во второй половине ХIХ века и была построена африканская деревня: несколько тесных келий с низкими (ниже человеческого роста) деревянными дверьми.


К израильтянам эфиопы относятся очень тепло: в отличие от  европейских защитников палестинцев, они гордятся кровной связью с еврейским народом и с Иерусалимом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий