Они соблюдают субботу.
Младенцам делают обрезание.
Их молитвы неизменно обращены к Иерусалиму, с которым эфиопских
православных христиан связывает история длиной в 3000 лет.
Новый год начинается в Эфиопии 11 сентября – примерно тогда же, когда мы
празднуем Рош ха-Шана. Эфиопский год состоит из 12 месяцев (каждый по 30 дней)
и еще одного, продолжительность которого колеблется от 5 до 6 дней.
Государственным языком Эфиопии является амхарский, относящийся к семитской
группе, но в литературу он вошел
только во второй половине XIX века. До того два с
половиной тысячелетия эфиопы писали на языке геэз, впрочем, тоже из семитской
группы. На этом языке эфиопские христиане молятся по сей день.
В эфиопских церквях мужчины возносят
молитву отдельно, а для верующих женщин (вспомним классическую синагогу) отводится
специальное место.
Ежегодно на Пасху в Иерусалим
приезжают тысячи эфиопских паломников.
Благодаря своим белоснежным (желтым –
только для священников) одеяниям они выделяются в толпе в день крестного хода
по Виа Долороза.
А еще эфиопы отличаются глубочайшей приверженностью
Израилю и Иерусалиму. Это естественно: для них Иерусалим – это не просто центр
христианского мироздания. Здесь их духовные корни. На этой земле.
По преданию, царица Савская посетила в Иерусалиме царя Соломона и
одарила его любовью. В Эфиопию она вернулась беременной и родила сына, которого
назвала Менелик (в переводе с амхарского - "сын царя"). Он стал
первым императором Абиссинии (Эфиопии), с его именем связан период наивысшего
расцвета этой африканской страны.
Впоследствии Менелик совершил восхождение в Иерусалим, познакомился с отцом и привез в Эфиопию
полученные от Соломона дары, прежде всего - предметы культа.
Менелик стал основателем Соломоновой династии эфиопских
императоров, а ее символом (вспомним Иерусалим) был избран лев.
Много веков эфиопы исповедовали иудаизм. Христианство
пришло в эту страну в 4-5-м веках новой эры, но приняли его (вспомним общину
еврейских выходцев из Эфиопии) далеко не все.
Несколько лет назад мне довелось познакомиться с Аббой Сионом – главой эфиопской
христианской общины на Святой Земле.
Среди прочего, он поведал такую историю: в девятнадцатом веке верующим из Эфиопии принадлежало все восточное крыло Храма гроба господня в Старом городе Иерусалима, они были хранителями ключа от Храма.
Среди прочего, он поведал такую историю: в девятнадцатом веке верующим из Эфиопии принадлежало все восточное крыло Храма гроба господня в Старом городе Иерусалима, они были хранителями ключа от Храма.
В 1838 году в Иерусалиме разразилась эпидемия чумы,
унесшая жизнь всех эфиопских монахов и монахинь, за исключением двух. Из Египта
тем временем понаехали христиане-копты. Они захватили все строения, ранее принадлежавшие эфиопам, и
сожгли собранную выходцами из Африки библиотеку.
Впоследствии копты утверждали, что библиотеку пришлось поджечь только
потому, что книги могли быть инфицированы эфиопскими монахами, заразившимися
чумой. Вместе с молитвенниками сгорели и
документы, подтверждавшие право эфиопов на строения в комплексе Храма. В руках коптов оказался и ключ от Храма.
Единственным местом, где темнокожим монахам удалось удержаться,
стал отрезок крыши, подняться на который можно через две полутемные молельни.
Там, на крыше, во второй половине ХIХ века и была построена африканская деревня:
несколько тесных келий с низкими (ниже человеческого роста) деревянными
дверьми.
К израильтянам эфиопы относятся очень тепло: в отличие от европейских защитников палестинцев, они гордятся кровной связью с
еврейским народом и с Иерусалимом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий