Служба в ЦАХАЛе – это не только тяжелая
рутинная работа и ежедневный риск, но и потайная
дверь, за которой (если не попадешь под пулю вражеского снайпера и не
подорвешься, не приведи Господь, на мине) – совершенно иная жизнь: знакомства
(при поступлении на работу непременно столкнешься с начальником, который был твоим
командиром); связи (если ты служил в боевых частях, тебя из уважения повысят в
должности). А главное – ни с чем несравнимое ощущение. Чувство хозяина. Потому
что в государстве, борющемся за существование 66 лет подряд, главным и единственным
хозяином является армия.
И хотя в постсионистский – "пост-ословский"
период определенные круги страстно пропагандируют и услужливо спонсируют уклонение
от службы в ЦАХАЛе, в День памяти солдат и офицеров, павших во всех израильских
войнах, сознаешь: процент крикливых "пост…" чрезвычайно низок - даже
несмотря на то, что в Тель-Авиве они составляют почти половину выпускников школ.
…Пробиться с утра из центра страны на север
оказалось непростой задачей: на военные кладбища устремилось более полутора
миллиона соотечественников. Нет, далеко не все они пережили непереносимое –
гибель самых любимых, самых дорогих, самых близких, незаменимых, но все до
единого имеют прямое или косвенное отношение к Армии обороны Израиля. Кто-то
вышел в отставку и едет на церемонию памяти однополчан. Кто-то сопровождает сына,
сослуживцу которого не было суждено узнать, что оплакивать его будет не только
безутешная мать и осиротевшая малышка-дочь, но – тысячи, десятки тысяч
абсолютно незнакомых людей. Тех, кто навсегда останется молодым, оплакивает сегодня здравомыслящий, не
разучившийся чувствовать, любить и жертвовать собой Другой Израиль.
В нашей стране действительно многое шиворот-навыворот. Возможно, именно благодаря этой "сумасшедшинке", этой способности на безумно дерзкие поступки Израиль и держится.
В этом я еще раз удостоверилась, с трудом
продравшись сквозь заторы на перекресток ха-Мовиль, где находится Мемориальный
комплекс в честь павших воинов-бедуинов.
…Первое, что бросается в глаза в парке, в
центре которого на камне выгравированы имена 188 воинов-бедуинов, павших в
разное время при самых невообразимых (война и террор – жуткая подлость!)
обстоятельствах, - это молчаливая толпа.
Традиционные арабские одеяния осиротевших матерей могут ввести в заблуждение,
но полные скорби глаза – никогда: именно здесь состоится еще одна скорбная
церемония памяти.
- Вот один из наших дядьев – Хасан, - говорит Юсеф
Шибли, приглашая меня в Музей боевой славы. – Вот двоюродный брат моего отца. А
это – мой брат Самия, познакомьтесь.
29-летний Самия и 27-летний Юсеф Шибли – выпускники юридического
факультета Хайфского университета. Служат в военной прокуратуре. В мемориальный
комплекс приехали с младшим братом 24-летним Мусой, недавно демобилизовавшимся
из легендарного НАХАЛя.
- Я отслужил в боевых частях, - сообщает Муса
будничным тоном, но глаза – глаза не обманут: они сияют от гордости.
- Значит, вы – воин-резервист?
- Естественно!
- Вот снимок нашего дяди – погиб в 1982 году
на границе с Ливаном в бою с террористами "Хизбаллы", - говорит Юсеф.
- А вот наш покойный дядя, который был убит на
Первой ливанской войне, - вторит Самия.
- Еще один родственник – Хасанд Шибли, погиб в
1987 году в ходе секретной операции. Командиры считали его одним из лучших
следопытов, - говорит Юсеф.
- Скольких же родных потеряла семья Шибли?
- Одиннадцать душ, - хором отвечают Самия,
Юсеф и Муса.
- Скорее – церемония начинается, - торопит
Зияд Саади, председатель бедуинского отделения Всеизраильской организации
"Яд ле-Баним", единственная цель и задача которой – увековечение памяти
павших воинов.
Выскакиваем из музея и спешим к обелиску. Но
нет, к нему не пробраться. Усиленный динамиками вой сирены (11 утра – минута молчания)
чем-то напоминает мне Вторую ливанскую. Летом 2006 года, вскоре после того, как
Израиль отступил на юге в границы 1967 года, Насралла показал зубы на севере.
Наравне с евреями в убежища были загнаны бедуины. Большинство из них пережили
двойную травму: страх перед ракетными обстрелами усиливался горечью осознания,
что боевики "Хизбаллы" стреляют по своим (арабы, напомню, составляют
20% населения Израиля).
Что может быть более естественным, чем готовность
защищать Страну, в которой живешь и гражданином которой являешься?
- Увы… - подтверждает Зияд Саади. – Жизнь – сложная
штука.
Поминальная церемония в разгаре. Армейский
раввин читает молитву на иврите. Бедуинский шейх вторит ему по-арабски.
От
имени правительства к собравшимся обращается Яир Шамир – министр сельского
хозяйства и развития аграрных районов, пилот израильских военно-воздушных сил,
бывший начальник Управления электроники ВВС.
- 188
воинов-бедуинов пали на полях сражений, защищая государство Израиль, - говорит
он. - Хочу особо отметить: в отличие от евреев,
друзов и черкесов, которые призываются на службу в ЦАХАЛ в обычном порядке - в
рамках исполнения своего гражданского долга, бедуины идут в Армию обороны
Израиля добровольцами. Какой же силой духа, каким чувством сопричастности и
патриотизма нужно обладать для столь дерзкого (с точки зрения собственной
общины) шага! Сопереживание с членами семей, потерявших самых близких, самых
дорогих людей, настолько сильно и всепоглощающе, что нет слов, способных
выразить нашу общую боль. Но государство Израиль уникально: у нас боль утрат
делится на всех точно так же, как на всех мы делим радость побед. Каждый из нас
по-своему гордится этой уникальностью и большинство (ярчайший пример –
бедуины-добровольцы) готовы отдать жизнь за будущее своего Отечества.
"Я помню каждого – такие молодые,
устремленные в будущее, гордые за свое молодое государство: Кирш, Гиль, Арье,
Йонатан, Меир, Яшме, Йошпе, Эфи, Арик – этот список можно продолжать до
отчаянной, нестерпимой боли. День памяти и День Независимости, с моей точки зрения, - это "хешбон нефеш"
нации, когда мы вновь и вновь думаем не только о прошлом своей Страны, но и о
будущем. Процитирую высказывание своего
покойного отца Ицхака Шамира: "Маленькая страна со скромными ресурсами
сможет противостоять любому вызову, если ее народ полон веры и объединен вокруг
исторической и идеологической основы, на которой зиждется наше государство. Это
государство народа, сильного, как скала, такой народ не сломить".
Израиль объят глубочайшей скорбью, но мы полны
решимости твердо стоять на своем и завершить ту миссию, во имя которой вы,
Кирш, Гиль, Арье, Йонатан, пожертвовали своей жизнью.
Мы любим и помним каждого из вас.
Мы будем помнить и любить вас"…
Мы любим и помним каждого из вас.
Мы будем помнить и любить вас"…
Комментариев нет:
Отправить комментарий