Сегодня по Холону
прокатилась адлояда – крупнейшее в стране уличное шествие по случаю Пурима. В
этом году парад-карнавал был посвящен игрушкам и сказкам для детей. Современным израильским сказкам.
Накануне вечером
центральную городскую магистраль утыкали мощнейшими динамиками.
В полдень мимо
трибуны по улице Соколов пронеслись гимнасты, танцоры, жонглеры, протопали на ходулях
старшеклассники.
Зрителей
отгородили от участников костюмированного шествия тяжеленными железными
барьерами. Чтоб не мешали.
Школьники, малыши и кое-кто из дисциплинированных взрослых переоделись в героев популярных мультфильмов и детских телепередач.
В последние годы
на адлоядах наблюдается все меньше девочек в костюме царицы Эстер и мальчиков,
переодевшихся в солдат ЦАХАЛа или полицейских: патриотизм в наших палестинах нынче
не в моде. Разве что "отсталые" родители-репатрианты продолжают исповедовать сионистские нравственные ценности и наряжают ребят в армейскую форму.
История
свидетельствует: первое шествие по случаю Пурима состоялась в Тель-Авиве в 1912 году. Инициировал его Авраам Альдема, один
из основателей компании «Траск», взвалившей на себя организацию досуга еврейских поселенцев.
Пуримские шествия того периода
отличались розыгрышами и шалостями. Их участники нередко облачались в
провокационные костюмы.
Первая тель-авивская адлояда запомнилась старожилам как
яркое из ряда вон выходящее зрелище.
Ее устроители соорудили гигантских кукол. Играл духовой
оркестр.
В 1929 году шествие-карнавал
было посвящено возрождению языка иврит. Его организаторы построили «Вавилонскую
башню», которую провезли по городу на телеге. Энтузиасты раздавали участникам празднества листовки с
лозунгом: «Возрождение иврита – возрождение нации».
К 30-м годам шествия
стали тематическими. Например, карнавал 1934 года был посвящен 12 коленам
Израилевым, следующий – достижениям еврейского ишува Палестины, положению в
мире и т.д.
В довоенный
период на карнавал в Тель-Авив съезжался не только весь ишув – евреи приезжали из-за
границы. Мэрия бдительно следила за тем, чтобы шествия проходили достойно, не
задевая религиозных и национальных чувств местных жителей. В дни Пурима была
запрещено использовать хлопушки.
В 1933 году по
городу провезли куклу - карикатуру на Гитлера, восседающего на коне. На шею
диктатору пришпандорили надпись: «Смерть евреям». Консульство Германии в
Иерусалиме было возмущено. Мэру Тель-Авива одесситу Меиру Янкелевичу Дизенгофу направили резкое письмо с требованием немедленно извиниться. Дизенгоф категорически отказался: Пурим – всенародный
праздник, ответил он, и каждый его участник
имеет право на свободу самовыражения.
Позднее группа
участников пуримского шествия перевоплотилась в активистов Ку-Клукс-Клана,
чтобы таким способом выразить протест против расизма в Америке.
Долгое время
отцы-основатели еврейского ишува Палестины ломали голову над тем, как назвать
ставший традиционным карнавал.
В 1932 году был объявлен
конкурс на лучшее название. Из 300 предложений, поданных в жюри, лучшим был
признан неологизм «адлояда»: עד לא ידע. В Пурим полагается
напиться до той кондиции, когда уже не
сознаешь, что с тобой происходит. То есть – до беспамятства!
Правда, сегодня в
Холоне нетрезвых горожан я не видела, хотя народ отрывался
по полной программе: все вокруг орали, пытаясь перекричать грохочущие динамики;
все распивали «колу», что-то жевали и пережевывали. А один из школьников и
вовсе нарядился в костюм жевательной резинки.
Не обошлось и без
политики: по улицам города проехал грузовик с шахматными фигурами,
изображающими главу правительства и его возможных партнеров-оппонентов по коалиции-оппозиции (правительство, напомню,
пока не сформировано).
Политика была
представлена в двух цветах: черное и белое.
Никаких полутонов!..
Комментариев нет:
Отправить комментарий