воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Адлояда: оторвался и ликует весь народ



Сегодня по Холону прокатилась адлояда – крупнейшее в стране уличное шествие по случаю Пурима. В этом году парад-карнавал был посвящен игрушкам и сказкам для детей. Современным израильским сказкам.




Накануне вечером центральную городскую магистраль утыкали мощнейшими динамиками.

  
В полдень мимо трибуны по улице Соколов пронеслись гимнасты, танцоры, жонглеры, протопали на ходулях старшеклассники.




Зрителей отгородили от участников костюмированного шествия тяжеленными железными барьерами. Чтоб не мешали. 


Школьники, малыши и кое-кто из дисциплинированных взрослых переоделись в героев популярных мультфильмов и детских телепередач.


В последние годы на адлоядах наблюдается все меньше девочек в костюме царицы Эстер и мальчиков, переодевшихся в солдат ЦАХАЛа или полицейских: патриотизм в наших палестинах нынче не в моде. Разве что "отсталые" родители-репатрианты продолжают исповедовать сионистские нравственные ценности и наряжают ребят в армейскую форму.


История свидетельствует: первое шествие по случаю Пурима состоялась в Тель-Авиве в  1912 году. Инициировал его Авраам Альдема, один из основателей компании «Траск», взвалившей на себя организацию досуга еврейских поселенцев.


Пуримские шествия того периода отличались розыгрышами и шалостями. Их участники нередко облачались в провокационные костюмы. 


Первая тель-авивская адлояда запомнилась старожилам как яркое из ряда вон выходящее зрелище. 


Ее устроители  соорудили гигантских кукол. Играл духовой оркестр.


В 1929 году шествие-карнавал было посвящено возрождению языка иврит. Его организаторы построили «Вавилонскую башню», которую провезли по городу на телеге. Энтузиасты  раздавали участникам празднества листовки с лозунгом: «Возрождение иврита – возрождение нации».


К 30-м годам шествия стали тематическими. Например, карнавал 1934 года был посвящен 12 коленам Израилевым, следующий – достижениям еврейского ишува Палестины, положению в мире и т.д.


В довоенный период на карнавал в Тель-Авив съезжался не только весь ишув – евреи приезжали из-за границы. Мэрия бдительно следила за тем, чтобы шествия проходили достойно, не задевая религиозных и национальных чувств местных жителей. В дни Пурима была запрещено использовать хлопушки.


В 1933 году по городу провезли куклу - карикатуру на Гитлера, восседающего на коне. На шею диктатору пришпандорили надпись: «Смерть евреям». Консульство Германии в Иерусалиме было возмущено. Мэру Тель-Авива одесситу Меиру Янкелевичу Дизенгофу направили резкое письмо с требованием немедленно извиниться.  Дизенгоф категорически отказался: Пурим – всенародный праздник, ответил он, и каждый  его участник имеет право на свободу самовыражения.

    
Позднее группа участников пуримского шествия перевоплотилась в активистов Ку-Клукс-Клана, чтобы таким способом выразить протест против расизма в Америке.


Долгое время отцы-основатели еврейского ишува Палестины ломали голову над тем, как назвать ставший традиционным карнавал. 


В 1932 году был объявлен конкурс на лучшее название. Из 300 предложений, поданных в жюри, лучшим был признан неологизм «адлояда»: עד לא ידע. В Пурим полагается напиться до той кондиции,  когда уже не сознаешь, что с тобой происходит. То есть – до беспамятства!


Правда, сегодня в Холоне нетрезвых горожан я не видела, хотя народ отрывался по полной программе: все вокруг орали, пытаясь перекричать грохочущие динамики; все распивали «колу», что-то жевали и пережевывали. А один из школьников и вовсе нарядился в костюм жевательной резинки.


Не обошлось и без политики: по улицам города проехал грузовик с шахматными фигурами, изображающими главу правительства и его возможных партнеров-оппонентов  по коалиции-оппозиции (правительство, напомню, пока не сформировано).


Политика была представлена в двух цветах: черное и белое. 


Никаких полутонов!..  

Комментариев нет:

Отправить комментарий