четверг, 31 января 2013 г.

Моти Комаров: В Израиле сформировалось поселенческое движение нового типа



Фамилия этого человека Комаров, но не заблуждайтесь: Моти родился и живет в кибуце Афиким в Иорданской долине. Служил в дивизии «Голани», сражался в Шестидневную войну, Войну Судного дня, участвовал в Первой ливанской. Специалист по выращиванию бананов с мировым именем, Комаров много лет делился секретами профессии с фермерами на Ямайке, в Северной Америке и в нескольких африканских государствах.

В Кибуцном движении Моти отвечает за реализацию перспективных проектов в южной части Голан, а также на территории региональных советов Эмек ха-Ярден и Эмек ха-Мааянот.

По-русски Комаров не понимает ни слова.

- Мой отец Бенцион Комаров родился и вырос в окрестностях Херсона, в Палестину приехал в начале 20-х годов прошлого столетия, - объясняет Моти.

Наша беседа проходит в кибуце ха-Солелим, куда Моти приехал по делам, а их много: в последние годы в Галилее и в южной части Голан происходят процессы, за которыми, возможно, - будущее израильской молодежи, а значит – и всей страны. После краха, который кибуцы потерпели порядка 20 лет назад, многие хозяйства были преобразованы в мошавы, другие стали так называемыми поселками общинного типа, жители которых могут построить дом на природе, а на работу ездить в ближайший город.  

Заселение Эрец-Исраэль продолжается усиленными темпами – в Негеве, Галилее и на Голанах закладывают новые поселки и расширяют уже существующие. Если что и изменилось за последние годы - так это экономическое устройство хозяйств: прежде светских израильтян, мечтающих построить дом в цветущем заповеднике на природе, не принимали в религиозные кибуцы – сейчас населенных пунктов со смешанным населением становится все больше. Прежде кибуцы пытались конкурировать с фермерами-частниками из мошавов – сейчас социалистический принцип хозяйствования с его уравниловкой канул в Лету. Кибуцы прошли процесс приватизации, практически в каждом действуют частные предприятия, посетителей принимают кафе и ресторанчики, отдыхающим предоставляют оборудованные по последнему слову моды циммеры.


Вслед за Иудеей и Самарией капиталистические принципы хозяйствования распространились по всей стране.

- Что представляет собой поселок нового типа? – спрашиваю я Моти Комарова.

- Лицо поселков – будь то кибуц или мошав – меняется постоянно, - объясняет Комаров, – но в последние годы центром новой концепции поселенческого движения стал человек с его конкретными устремлениями, талантами, конструктивными идеями и мечтами. Неудивительно, что в любом кибуце, мошаве или поселке общинного типа прекрасно уживаются представители практически всех слоев населения, будь то верующие, светские, старожилы и репатрианты.

Комарову постоянно приходится заседать в приемных комиссиях разных поселков.


- Я не приемлю патетику, мне чуждо такое понятия, как «соль земли», но я постоянно вижу, какие семьи изъявляют желание переселиться из центра страны на периферию, - говорит Комаров. – Мало кто из них станет пользоваться «старомодной» терминологией и вслух говорить о патриотизме или сионизме, но суть не в словах. Суть в том, что тысячи молодых семей готовы посвятить свою жизнь заселению новых – в том числе изрядно отдаленных от крупных городов – регионов Эрец-Исраэль.

- Какие факторы оказывают решающее влияние на выбор местожительства?

- Прежде всего – высокое качество жизни, высокий уровень дошкольного и школьного образования, широчайшее развитие и поощрение частной инициативы, - объясняет Комаров. – В Галилее, Негеве и на Голанах сформировалось поселенческое движение нового типа: из опыта прошлого его представители взяли самое лучшее, оправдавшее себя, а заодно ввели очень много перспективных новшеств, которые определенно пригодятся в будущем.


- А можно ли задать вам бестактный вопрос? В какую сумму обходится строительство собственного дома в одном из расширяющихся поселков в Галилее или на Голанах?

- В среднем в поселке, расширение которого утверждено правительством, можно построить дом за миллион шекелей. Кое-где строительство обойдется дешевле тысяч на сто, где-то – на такую же сумму дороже, не более того.

- Известно ли вам, сколько стоит небольшая квартира в «государстве Тель-Авив»?

- Да: намного дороже, чем дом площадью 120-150 квадратных метров в Галилее или на Голанах, - улыбается Моти Комаров. – С другой стороны, на мой взгляд, социальный протест, родившийся на бульваре Ротшильда в сердце старого Тель-Авива, в какой-то мере оправдан. Израиль – современное высокоразвитое государство. Уровень жизни представителей моего поколения невозможно сопоставить с тем, как жили наши родители. Представители новой формации израильтян естественным образом стремятся жить лучше нас. Многие мои ровесники всю жизнь были госслужащими и имели постоянство («квиют»), им не нужно было постоянно беспокоиться о завтрашнем дне. Сегодня мало кто из демобилизованных солдат может мечтать о госслужбе. Нет постоянной хорошо оплачиваемой работы – значит, и квартиру в крупном городе не купишь: в центре страны цены на жилье заоблачные. Я не считаю, что в социальном протесте участвовали только избалованные горожане. Многим из них приходится работать очень много и тяжело, но зарабатывают они меньше, чем мы получали лет 30 назад: в стране повысился не только уровень жизни, но и ее стоимость.


В поселках нового типа – наряду с высоким качеством жизни и относительно дешевым жильем – реализуются дерзкие коммерческие проекты: открываются винодельни, шоколадные фабрики, компании хайтека. Оформлять ссуды, которые государство выдает предпринимателям на льготных условиях, помогают сотрудники Поселенческого отдела ВСО.

- Считаете ли вы, что именно такие молодые семьи могут решить жилищную проблему, переселившись в Галилею или на Голаны?

- Последнее, чего бы мне хотелось, - это чтобы Голаны и Галилея воспринимались молодыми образованными израильтянами как периферия, где можно за относительно вменяемую сумму приобрести жилье, - мрачнеет Моти Комаров. – Если уж решили повысить уровень и качество жизни – пусть едут сюда по любви! Пусть открывают в наших краях частные бизнесы и развивают их.  Все известные мне прецеденты указывают на то, что в обозримом будущем произойдет психологический прорыв: молодые семьи осознают, что стопроцентно реализовать свои бизнес-амбиции можно на новом месте, и перестанут всеми силами цепляться за очень нелегкую, с материальной точки зрения, жизнь в центре страны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий