Битва за новое
коалиционное соглашение завершена. На будущей неделе председатель НДИ Авигдор Либерман
займет пост министра обороны Израиля, а депутат Софа Ландвер возглавит министерство
абсорбции.
Ровно год назад,
напомним, НДИ категорически отказалась войти в правительство национального
лагеря на том основании, что в ходе коалиционных переговоров ей было отказано в
выделении средств на улучшение пенсионного обеспечения репатриантов.
Целый год находясь в
оппозиции, НДИ сражалась за повышение уровня жизни престарелых и стремительно
стареющих "олим". А сейчас – благодаря бескомпромиссности и
неуступчивости этой партии в ходе нового витка коалиционных переговоров – в
стране стартовала беспрецедентная реформа в сфере пенсионного обеспечения, убеждает русскоязычную публику пресс-служба
НДИ.
На какие же условия, в
конечном счете, согласилась НДИ? В чем суть
реформы? Повысится ли уровень жизни сотен тысяч репатриантов, и если да, то когда?
Проработал в Израиле 25
лет? Твоя проблема!
Многие репатрианты проработали
в Израиле 20-25 лет, не оформив, однако, в начале 1990-х пенсионную страховку
(она, напомним, стала обязательной в 2008 году с вступлением в силу Закона о
всеобщем пенсионном страховании). Это подтверждают результаты опроса,
опубликованные в октябре 2015 года на портале Newsru.co.il.
По достижении пенсионного
возраста репатрианты, ставшие в Израиле ветеранами труда, автоматически
окажутся если не за "чертой
бедности" (которая весьма условна), то уж точно - за "красной
чертой", отделяющей достойную жизнь от растянувшейся на долгие годы
попытки выживания.
В 2015 году сильное впечатление
на русскоязычных старожилов, прибывших в страну в начале 1990-х, произвели
аргументы молодежного движения "Полуторное поколение". Его организаторы предрекали, что через несколько лет детям репатриантов, выросшим в
Израиле и отслужившим в ЦАХАЛе, придется материально поддерживать своих
престарелых родителей. Причина столь драматического поворота в судьбе
представителей "полуторного поколения" очевидна: на фоне стремительно
растущей дороговизны родители не выживут на пособие по старости (даже с
социальной надбавкой).
Данные ведомства
национального страхования – "Битуах Леуми" однозначно
подтверждают: нищая старость ждет даже тех, кто проработал в Израиле 40 лет и
больше, но в возрасте 21-го года, сразу после демобилизации из ЦАХАЛа, не
открыл себе пенсионную программу.
На сайте сказано: размер
базового пособия по старости - 1531 (одна тысяча пятьсот тридцать один) шекель.
При условии начисления социальной
надбавки одинокий репатриант в возрасте до 70 лет должен выжить на 2981 шекель
в месяц, а супружеская пара – на 4706 шекелей.
Для сравнения: размер
минимальной заработной платы в Израиле - 4650 шекелей. Следовательно, если ни один из супругов
не работает, государство предлагает пожилой паре выжить на одну (одну!)
минимальную зарплату. Разница между семейным пособием и зарплатой-минимум – 56
шекелей, две пачки дешевых сигарет.
Кстати, засчитывается ли трудолюбивым
энергичным репатриантам (62-летним женщинам и 67-летним мужчинам) 20-25-летний
непрерывный стаж работы в Израиле и как влияет стаж на размер пособия по
старости?
На сайте Института
национального страхования разъяснено:
"Надбавка на стаж производится к базисной сумме пособия по
старости. Надбавка вычисляется исходя из набранного вами страхового стажа.
Расчет производится следующим образом: за каждый год после 10 лет
страхования (первые 10 лет работы в трудовой стаж нет входят! – Е.К.)
выплачивается надбавка в размере 2% от базисной суммы. Сумма надбавки (запомните
эту цифру! – Е.К.) не может превышать 50% от базисной суммы пособия.
Страховым годом считаются 12 месяцев в сумме, независимо от того, был ли стаж в
эти месяцы непрерывным.
Примеры расчета:
Если период страхования составляет 30 лет, надбавка на стаж составит:
(30 – 10)*2% = 40%.
(30 – 10)*2% = 40%.
Если период страхования составляет 40 лет, надбавка на стаж составит:
(40 – 10)*2% = 60%. Однако в таком случае Ведомство национального страхования выплатит лишь 50% от базовой суммы" (конец цитаты).
(40 – 10)*2% = 60%. Однако в таком случае Ведомство национального страхования выплатит лишь 50% от базовой суммы" (конец цитаты).
В общем, "хочешь – жни, а хочешь – куй"…
Если же вы продолжаете трудиться
по полной программе и после наступления пенсионного возраста, социальной
надбавки вам не видать, зато за каждый отработанный год вам накинут аж 5%. Нет,
не от размера зарплаты - от того же базового пособия (1531 шекель).
Что же касается
социальной надбавки, то для ее получения
стареющим израильтянам – говорящим как по-русски, так и на иврите, - придется расстаться с автомобилем, хотя в ХХI веке он уж точно не
роскошь, а всего лишь средство передвижения.
Главное: "большой
брат" в лице Института национального страхования будет приглядывать за вашим
банковским счетом, чтобы на нем (не приведи Господь!) не образовались
"крамольные" накопления.
Любые денежные поступления
(прежде всего зарплата) – легитимный повод к снижению размера базового
пособия по старости. Например, чтобы государство не лишило пособия
67-летнего репатрианта-одиночку (или 62-летнюю женщину), проработавших в стране
25-40 лет, им позволено зарабатывать в месяц не более 5290 шекелей. Если же
репатриант пашет по 10-12 часов в сутки и зарабатывает 5800,
"излишек" (в нашей стране законопослушные граждане не шикуют!) вычтут
из его базового пособия, размер которого, напомню, - 1531 шекель.
Революция или эволюция?
С вступлением в силу нового
коалиционного соглашения ситуация (вслушаемся в разъяснения пресс-службы НДИ)
изменится коренным образом.
Какие перемены ждут
репатриантов?
Процитируем
соответствующий раздел соглашения между "Ликудом" и НДИ, которое было
подписано 25 мая 2016 года и опубликовано на сайте Кнессета:
28. В целях реализации
программы НДИ, начиная с 2017 года поэтапно – в течение 4-х лет – в бюджет
будет внесена общая сумма размером 1,4 миллиарда шекелей. Эта сумма будет
выделена и, насколько возможно (здесь и далее курсив мой – Е.К.),
линейно распределена по годам в период с 2017 по 2020 год. С учетом важности
данного вопроса в каденцию нынешнего правительства будут приложены усилия
к тому, чтобы бюджет был утвержден досрочно – в 2019 году, а не в 2020. Кроме
того, будут приложены усилия к увеличению указанной выше суммы.
Данная сумма будет
использована и распределена, среди прочего, в соответствии с результатами
коалиционных переговоров, а о конкретных программах и их субсидировании
должна быть достигнута договоренность между министром финансов и министром
обороны. Затем программа будет представлена правительству, а потом - на
утверждение в рамках бюджета на 2017-2018 годы. Сумма будет по
возможности разбита по годам.
30. Общие цели программы,
как уже было сказано, будут включать в себя решение следующих проблем:
·
Повышение месячного дохода
·
Сокращение разрыва
·
Исправление искажений
·
Создание стимулов к продолжению
трудовой деятельности
·
Повышение качества жизни, дороговизна.
Для достижения этих целей
будут приняты конкретные меры.
31. В целях реализации
политики, описанной в предыдущих параграфах, правительство будет продвигать принятие
решений и внесение поправок в действующие законы. К моменту утверждения бюджета
на 2017-2018 годы министр финансов подаст в правительство соответствующие предложения.
Законодательные инициативы будут поданы в рамках Закона о хозяйственном
регулировании или в ходе его обсуждения" (конец цитаты).
Пресс-служба НДИ, со своей стороны, уточнила: "Как
всегда делается в масштабных бюджетных изменениях (например, повышение
минимальной зарплаты проходило в течение трех лет), указанная сумма будет
нарастать поэтапно. То есть на 2017 год выделяется 350 млн., на 2018-й - 700
млн. на 2019-й - 1,05 млрд., а начиная с 2020-го и все последующие годы - по
1,4 млрд.
Тут не деление 1,4 млрд. на
4 года (как поспешили посчитать некоторые "экономисты" от политики),
а сложение - причем в арифметической прогрессии. Суммарные затраты первых
четырех лет составят 3,5 млрд. шекелей" (конец цитаты).
Аналогичным образом с
помощью сложения можно было бы подсчитать, какой суммы достигнут бюджетные
ассигнования на повышение социальной надбавки к 2030 или 2040 году. Не
сомневайтесь, суммарные затраты получатся астрономическими!
И как будут эти немереные государственные
средства распределены в индивидуальном порядке между отдельно взятыми
репатриантами, достигшими пенсионного возраста?
Некоторую ясность по
данному вопросу внес профессор Мануэль Трахтенберг ("Сионистский лагерь"),
бывший глава Экономического совета при Министерстве главы правительства. Он, в
частности, разъяснил: "Судя по условиям соглашения, старикам выдадут 325 миллионов шекелей в 2017
году и приправят обещаниями о трехступенчатой прибавке в таком же размере до
2020 года. Урезанная сумма поделится между большим числом получателей (по всей
видимости, прибавку получат 200.000 – 300.000 пенсионеров). Таким образом, в
итоге каждый получит жалкие крохи – около 110 шекелей в месяц в течение первого
года и около 450 шекелей – к 2020 году (если доживет)".
А вот какие подсчеты привел
в своей статье под заголовком "Пенсионный спин Либермана и Кахлона" Шауль
Амстердамски, корреспондент интернет-издания Calcalist:
"В то время как
Либерман требовал повысить социальную надбавку на 500 шекелей и довести ее
размер с 3000 до 3500 шекелей в месяц, Кахлон настаивал на том, чтобы общая
сумма бюджетных ассигнований на эти цели не превысила 1,3 миллиарда шекелей.
Иными словами, размер месячной надбавки составит в среднем 200 шекелей".
Логичность этих подсчетов
подтвердил 16 апреля этого года Леонид Литинецкий, бывший депутат Кнессета от
НДИ, активно участвовавший в разработке программы пенсионной реформы. По его
словам, если бы реформу осуществили в одном-единственном "русском
секторе", она обошлась бы госказне в 1,5 миллиарда шекелей в год, однако с
учетом того, что НДИ требует улучшить пенсионное обеспечение всех граждан
страны, включая ультраортодоксов и арабов, стоимость реформы возрастет до 2,5 –
2,7 миллиарда шекелей в год.
Как явствует из нового
коалиционного соглашения, в конечном счете НДИ удалось "выторговать"
у Минфина не 2,7 миллиарда и даже не два с половиной, а один миллиард 400 тысяч
шекелей в год. Это на 100 миллионов больше, чем предлагал Кахлон (1,3 млрд.), и
ровно на 100 миллионов меньше суммы, которая, согласно скрупулезным подсчетам
НДИ, требуется на реформу пенсионного обеспечения в одном отдельно взятом
"русском" секторе, а не во всей стране.
Как бы там ни было, в полном
объеме (1,4 млрд.) эта сумма, которая также призвана покрыть расходы
государства на такие скидки и льготы, как частичное субсидирование аренды
квартир, муниципальный налог ("арнона"), оплата электричества и др., должна
быть внесена в госбюджет к 2020 году. Если, конечно, к тому моменту (выборы состоятся
в 2019 году) у власти не окажется другое правительство.
По данным экономической газеты "Глобс", в настоящее время пособие по старости с социальной
надбавкой получают порядка 250.000 граждан страны, 80.000 из них - выходцы из
бывшего СССР, а еще 50.000 – арабы-палестинцы. Прежде всего, речь идет о
жителях Восточного Иерусалима. В свое время от израильского гражданства они
отказались, отдав предпочтение статусу постоянного жителя, но все пособия от
"Битуах Леуми" получают.
Если правительство
реализует намерения, закрепленные в тексте коалиционного соглашения, - уже в
будущем году "русские" пенсионеры и их соседи из Восточного
Иерусалима смогут отпраздновать повышение социальной надбавки на сумму, равную
(по ценам 2016 года) четырем-шести пачкам сигарет. В прежние времена подобные корректировки
пособий в народе называли "надбавкой на подорожание". Проводятся они постоянно.
В рабочем, так сказать, порядке.
Пока неизвестно,
насколько вырастет в Израиле дороговизна через год. Что уж говорить о четырех
годах.
В связи с этим вся
надежда – на пункт коалиционного соглашения, касающийся стимулирования продолжения
трудовой деятельности. Можно не сомневаться, что работать пенсионерам придется много
и неустанно – до 120-ти!
Комментариев нет:
Отправить комментарий