пятница, 27 мая 2016 г.

Битва за пенсию: цифры и факты


Битва за новое коалиционное соглашение завершена. На будущей  неделе председатель НДИ Авигдор Либерман займет пост министра обороны Израиля, а депутат Софа Ландвер возглавит министерство абсорбции.

Ровно год назад, напомним, НДИ категорически отказалась войти в правительство национального лагеря на том основании, что в ходе коалиционных переговоров ей было отказано в выделении средств на улучшение пенсионного обеспечения репатриантов.

Целый год находясь в оппозиции, НДИ сражалась за повышение уровня жизни престарелых и стремительно стареющих "олим". А сейчас – благодаря бескомпромиссности и неуступчивости этой партии в ходе нового витка коалиционных переговоров – в стране стартовала беспрецедентная реформа в сфере пенсионного обеспечения,  убеждает русскоязычную публику пресс-служба НДИ.

На какие же условия, в конечном счете, согласилась НДИ? В чем  суть реформы? Повысится ли уровень жизни сотен тысяч репатриантов, и если да, то когда?

Проработал в Израиле 25 лет? Твоя проблема!

Многие репатрианты проработали в Израиле 20-25 лет, не оформив, однако, в начале 1990-х пенсионную страховку (она, напомним, стала обязательной в 2008 году с вступлением в силу Закона о всеобщем пенсионном страховании). Это подтверждают результаты опроса, опубликованные в октябре 2015 года на портале Newsru.co.il.

По достижении пенсионного возраста репатрианты, ставшие в Израиле ветеранами труда, автоматически окажутся если не за  "чертой бедности" (которая весьма условна), то уж точно - за "красной чертой", отделяющей достойную жизнь от растянувшейся на долгие годы попытки выживания.


В 2015 году сильное впечатление на русскоязычных старожилов, прибывших в страну в начале 1990-х, произвели аргументы молодежного движения "Полуторное поколение". Его организаторы предрекали, что через несколько лет детям репатриантов, выросшим в Израиле и отслужившим в ЦАХАЛе, придется материально поддерживать своих престарелых родителей. Причина столь драматического поворота в судьбе представителей "полуторного поколения" очевидна: на фоне стремительно растущей дороговизны родители не выживут на пособие по старости (даже с социальной надбавкой).

Данные ведомства национального страхования – "Битуах Леуми" однозначно подтверждают:  нищая старость ждет даже тех, кто проработал в Израиле  40 лет и больше, но в возрасте 21-го года, сразу после демобилизации из ЦАХАЛа, не открыл себе пенсионную программу.

На сайте сказано: размер базового пособия по старости - 1531 (одна тысяча пятьсот тридцать один) шекель. При условии начисления  социальной надбавки одинокий репатриант в возрасте до 70 лет должен выжить на 2981 шекель в месяц, а супружеская пара – на 4706 шекелей.

Для сравнения: размер минимальной заработной платы в Израиле -  4650 шекелей. Следовательно, если ни один из супругов не работает, государство предлагает пожилой паре выжить на одну (одну!) минимальную зарплату. Разница между семейным пособием и зарплатой-минимум – 56 шекелей, две пачки  дешевых сигарет.

Кстати, засчитывается ли трудолюбивым энергичным репатриантам (62-летним женщинам и 67-летним мужчинам) 20-25-летний непрерывный стаж работы в Израиле и как влияет стаж на размер пособия по старости?

На сайте Института национального страхования разъяснено:

"Надбавка на стаж производится к базисной сумме пособия по старости. Надбавка вычисляется исходя из набранного вами страхового стажа. Расчет производится следующим образом: за каждый год после 10 лет страхования (первые 10 лет работы в трудовой стаж нет входят! – Е.К.) выплачивается надбавка в размере 2% от базисной суммы. Сумма надбавки (запомните эту цифру! – Е.К.) не может превышать 50% от базисной суммы пособия. Страховым годом считаются 12 месяцев в сумме, независимо от того, был ли стаж в эти месяцы непрерывным.

Примеры расчета: 
Если период страхования составляет 30 лет, надбавка на стаж составит: 
(30 – 10)*2% = 40%.
 

Если период страхования составляет 40 лет, надбавка на стаж составит: 
(40 – 10)*2% = 60%. Однако в таком случае Ведомство национального страхования выплатит лишь 50% от базовой суммы" (конец цитаты).


В общем, "хочешь – жни, а хочешь – куй"… 

Если же вы продолжаете трудиться по полной программе и после наступления пенсионного возраста, социальной надбавки вам не видать, зато за каждый отработанный год вам накинут аж 5%. Нет, не от размера зарплаты - от того же базового пособия (1531 шекель).

Что же касается социальной надбавки, то для ее получения  стареющим израильтянам – говорящим как по-русски, так и на иврите, - придется расстаться с автомобилем, хотя в ХХI веке он уж точно не роскошь, а всего лишь средство передвижения.


Главное: "большой брат" в лице Института национального страхования будет приглядывать за вашим банковским счетом, чтобы на нем (не приведи Господь!) не образовались "крамольные" накопления.

Любые денежные поступления (прежде всего зарплата) – легитимный повод к снижению размера базового пособия по старости. Например, чтобы государство не лишило пособия 67-летнего репатрианта-одиночку (или 62-летнюю женщину), проработавших в стране 25-40 лет, им позволено зарабатывать в месяц не более 5290 шекелей. Если же репатриант пашет по 10-12 часов в сутки и зарабатывает 5800, "излишек" (в нашей стране законопослушные граждане не шикуют!) вычтут из его базового пособия, размер которого, напомню, - 1531 шекель.

Революция или эволюция?

С вступлением в силу нового коалиционного соглашения ситуация (вслушаемся в разъяснения пресс-службы НДИ) изменится коренным образом.

Какие перемены ждут репатриантов?   

Процитируем соответствующий раздел соглашения между "Ликудом" и НДИ, которое было подписано 25 мая 2016 года и опубликовано на сайте Кнессета:

28. В целях реализации программы НДИ, начиная с 2017 года поэтапно – в течение 4-х лет – в бюджет будет внесена общая сумма размером 1,4 миллиарда шекелей. Эта сумма будет выделена и, насколько возможно (здесь и далее курсив мой – Е.К.), линейно распределена по годам в период с 2017 по 2020 год. С учетом важности данного вопроса в каденцию нынешнего правительства будут приложены усилия к тому, чтобы бюджет был утвержден досрочно – в 2019 году, а не в 2020. Кроме того, будут приложены усилия к увеличению указанной выше суммы.

Данная сумма будет использована и распределена, среди прочего, в соответствии с результатами коалиционных переговоров, а о конкретных программах и их субсидировании должна быть достигнута договоренность между министром финансов и министром обороны. Затем программа будет представлена правительству, а потом - на утверждение в рамках бюджета на 2017-2018 годы. Сумма будет по возможности разбита по годам.

30. Общие цели программы, как уже было сказано, будут включать в себя решение следующих проблем:

·        Повышение месячного дохода
·        Сокращение разрыва
·        Исправление искажений
·        Создание стимулов к продолжению трудовой деятельности
·        Повышение качества жизни, дороговизна.

Для достижения этих целей будут приняты конкретные меры.

31. В целях реализации политики, описанной в предыдущих параграфах, правительство будет продвигать принятие решений и внесение поправок в действующие законы. К моменту утверждения бюджета на 2017-2018 годы министр финансов подаст  в правительство соответствующие предложения. Законодательные инициативы будут поданы в рамках Закона о хозяйственном регулировании или в ходе его обсуждения" (конец цитаты).


Пресс-служба НДИ, со своей стороны, уточнила: "Как всегда делается в масштабных бюджетных изменениях (например, повышение минимальной зарплаты проходило в течение трех лет), указанная сумма будет нарастать поэтапно. То есть на 2017 год выделяется 350 млн., на 2018-й - 700 млн. на 2019-й - 1,05 млрд., а начиная с 2020-го и все последующие годы - по 1,4 млрд. 
Тут не деление 1,4 млрд. на 4 года (как поспешили посчитать некоторые "экономисты" от политики), а сложение - причем в арифметической прогрессии. Суммарные затраты первых четырех лет составят 3,5 млрд. шекелей" (конец цитаты).

Аналогичным образом с помощью сложения можно было бы подсчитать, какой суммы достигнут бюджетные ассигнования на повышение социальной надбавки к 2030 или 2040 году. Не сомневайтесь, суммарные затраты получатся астрономическими!

И как будут эти немереные государственные средства распределены в индивидуальном порядке между отдельно взятыми репатриантами, достигшими пенсионного возраста?


Некоторую ясность по данному вопросу внес профессор Мануэль Трахтенберг ("Сионистский лагерь"), бывший глава Экономического совета при Министерстве главы правительства. Он, в частности, разъяснил: "Судя по условиям соглашения, старикам выдадут 325 миллионов шекелей в 2017 году и приправят обещаниями о трехступенчатой прибавке в таком же размере до 2020 года. Урезанная сумма поделится между большим числом получателей (по всей видимости, прибавку получат 200.000 – 300.000 пенсионеров). Таким образом, в итоге каждый получит жалкие крохи – около 110 шекелей в месяц в течение первого года и около 450 шекелей – к 2020 году (если доживет)". 

А вот какие подсчеты привел в своей статье под заголовком "Пенсионный спин Либермана и Кахлона" Шауль Амстердамски, корреспондент интернет-издания Calcalist:

"В то время как Либерман требовал повысить социальную надбавку на 500 шекелей и довести ее размер с 3000 до 3500 шекелей в месяц, Кахлон настаивал на том, чтобы общая сумма бюджетных ассигнований на эти цели не превысила 1,3 миллиарда шекелей. Иными словами, размер месячной надбавки составит в среднем 200 шекелей".

Логичность этих подсчетов подтвердил 16 апреля этого года Леонид Литинецкий, бывший депутат Кнессета от НДИ, активно участвовавший в разработке программы пенсионной реформы. По его словам, если бы реформу осуществили в одном-единственном "русском секторе", она обошлась бы госказне в 1,5 миллиарда шекелей в год, однако с учетом того, что НДИ требует улучшить пенсионное обеспечение всех граждан страны, включая ультраортодоксов и арабов, стоимость реформы возрастет до 2,5 – 2,7 миллиарда шекелей в год.

Как явствует из нового коалиционного соглашения, в конечном счете НДИ удалось "выторговать" у Минфина не 2,7 миллиарда и даже не два с половиной, а один миллиард 400 тысяч шекелей в год. Это на 100 миллионов больше, чем предлагал Кахлон (1,3 млрд.), и ровно на 100 миллионов меньше суммы, которая, согласно скрупулезным подсчетам НДИ, требуется на реформу пенсионного обеспечения в одном отдельно взятом "русском" секторе, а не во всей стране.


Как бы там ни было, в полном объеме (1,4 млрд.) эта сумма, которая также призвана покрыть расходы государства на такие скидки и льготы, как частичное субсидирование аренды квартир, муниципальный налог ("арнона"), оплата электричества и др., должна быть внесена в госбюджет к 2020 году. Если, конечно, к тому моменту (выборы состоятся в 2019 году) у власти не окажется другое правительство.

По данным экономической газеты "Глобс", в настоящее время пособие по старости с социальной надбавкой получают порядка 250.000 граждан страны, 80.000 из них - выходцы из бывшего СССР, а еще 50.000 – арабы-палестинцы. Прежде всего, речь идет о жителях Восточного Иерусалима. В свое время от израильского гражданства они отказались, отдав предпочтение статусу постоянного жителя, но все пособия от "Битуах Леуми" получают.

Если правительство реализует намерения, закрепленные в тексте коалиционного соглашения, - уже в будущем году "русские" пенсионеры и их соседи из Восточного Иерусалима смогут отпраздновать повышение социальной надбавки на сумму, равную (по ценам 2016 года) четырем-шести пачкам сигарет. В прежние времена подобные корректировки пособий в народе называли "надбавкой на подорожание". Проводятся они постоянно. В рабочем, так сказать, порядке.  

Пока неизвестно, насколько вырастет в Израиле дороговизна через год. Что уж говорить о четырех годах.

В связи с этим вся надежда – на пункт коалиционного соглашения, касающийся стимулирования продолжения трудовой деятельности. Можно не сомневаться, что работать пенсионерам придется много и неустанно – до 120-ти!   

Комментариев нет:

Отправить комментарий