четверг, 5 декабря 2013 г.

На крыльях - в историю израильской авиации


27 декабря исполнится 100 лет с момента первой посадки самолета в Эрец-Исраэль. 


- Французский аэроклуб инициировал первый в истории всемирного воздухоплавания  перелет из Парижа в Каир, - рассказывает Дан Мокеди, основатель Музея истории израильской авиации – авиа-галереи, расположенной в окрестностях Хадеры в заповеднике Хоф ха-Боним. – В соревнованиях участвовали три экипажа. Пилоту, который первым совершит посадку в Каире, был обещан приз размером полмиллиона франков.
Победителем стал 32-летний француз Жюль Ведрин. Свой перелет он совершил ровно через 10 лет и 10 дней после того, как братья Райт впервые в истории человечества преодолели земное притяжение и поднялись в небо.  

Жюль Ведрин, однако, совершил вынужденную посадку. 



- Согласно изначальному плану, он должен был посадить самолет в районе первой в еврейском ишуве сельскохозяйственной школы "Микве Исраэль",  но в декабре быстро темнеет, и пилот сбился с курса, - уточняет Дан Мокеди. – К тому же возникла проблема с одним из колес допотопного шасси – вот и пришлось посадить самолет в пески к северу от Яффо – в том самом месте, где сегодня находится "Тахана"…



В "Микве Исраэль" Ведрина ждали не только взволнованные сотрудники французской дипломатической миссии в Палестине, но и многочисленные еврейские первопоселенцы, однако проказница удача от них отвернулась.  

Лишь спустя несколько дней - 31 декабря 1913 года другой французский пилот – Марк Бонье благополучно посадил двухместный самолет Nieuport II-а в районе Американской колонии в Иерусалиме, после чего направил Папе римскому в Ватикан прочувствованную телеграмму.  

Сотрудники французского консульства в Палестине устроили пилоту и механику пышный прием, на котором была исполнена "Марсельеза".  

Трудно поверить, но в музее на Хоф ха-Боним экспонируется мотор одного из самолетов, построенных в начале 20-го века!


- Не так давно мы с внуками побывали в Музее Эрец Исраэль на выставке, приуроченной к 100-летию израильской авиации, - замечает министр сельского хозяйства и развития аграрных районов Яир Шамир. - Вел экскурсию один из ветеранов национальной авиакомпании "Эль Аль" – такой же военный пилот, как мы с вами. 

В военно-воздушных силах Армии обороны Израиля Мокеди пилотировал F-16, был заместителем командира эскадрильи. Выйдя на гражданку, он решил поведать соотечественникам историю израильской авиации, но сделал это по-своему: объездив полмира в поисках "вещественных доказательств", Мокеди нашел и привез в Израиль  небесных "динозавров".

Дан Мокеди (справа) с Яиром Шамиром 

- Этот самолет я обнаружил в Сан-Диего, штат Калифорния, - говорит Дан, указывая на один из экспонатов музея. 

Доставляют в Израиль архаичные самолеты в контейнерах в разобранном виде: на первый взгляд – ржавые запылившиеся запчасти, не имеющие никакой ценности. Затем в ангаре авиа-галереи начинается работа: реконструировать самолет, поднявшийся в воздух 70-80 лет назад, - всё равно что построить хитроумное сооружение из деталей конструктора Lego.

– К сожалению, сегодня вам не удастся понаблюдать за  прыжками  парашютистов – членов клуба Air Paradive, расположенного рядом с музеем: темнеет, тренировки завершены, - констатирует Дани Мокеди.
Гиват ха-Море, 1943 год: пионер израильской авиации Дани Шапира проводит инструктаж с Иегудой Ха-Шимшони, который вот-вот поднимется в воздух на  30 секунд  

Яир Шамир прослужил в израильских ВВС 25 лет вначале пилотом, а затем командиром  и начальником Управления, которое ведает электроникой. В этом году у Шамира тоже юбилей: 50 лет с того волнующего, незабываемого  дня, когда он стал рядовым израильских военно-воздушных сил. Подобно многим своим ровесникам, страстно мечтавшим обрести крылья и взмыть в небо над Иерусалимом, Яир еще в школьные годы досконально изучил историю мировой авиации, а кое-какие самолеты, экспонирующиеся в музее на берегу Ха-Боним, он пилотировал.


 1960-й год, Франция. Пилот израильских ВВС Дани Шапира готовится совершить полет на французском самолете "Мираж" номер 001  

В первые годы службы в ВВС Яир Шамир стал свидетелем зарождения отечественной авиационной промышленности: после блистательной победы ЦАХАЛа в Шестидневной войне Франция бойкотировала "израильских агрессоров" и перестала поставлять Еврейскому Государству самолеты. В те годы молодой пилот Яир Шамир вряд ли мог представить, что пройдет время – и он не только возглавит израильский концерн авиационной промышленности, но и выведет этот гигант на качественно новый уровень. В 2005 году, когда Шамир вступил в должность председателя Совета директоров, чистая прибыль концерна составляла 2 млн. долларов США, в 2006 году достигла 130 млн., а к  2010 году выросла до 94 миллионов! Под руководством Шамира концерн вышел на российский рынок, занял лидирующие позиции в отрасли производства беспилотников и осуществил четыре успешных запуска спутников в космос. 


Сейчас Шамир взял курс на такую же тихую революцию в аграрной отрасли. Чтобы разобраться "изнутри", какие проблемы больше всего тревожат фермеров, он каждую неделю совершает рабочую поездку по разным регионам – от Голан на севере до южной оконечности пустыни Арава. 

Незаметно для участников спонтанной экскурсии (в музей министр заскочил по окончании рабочей поездки в кибуц Мааган Михаэль и встречи с фермерами) рассказ Дана Мокеди плавно трансформируется в диалог двух бывалых офицеров ВВС, не раз смотревших смерти в глаза.


- Вот самолет, за которым Дову Озу пришлось отправиться в Великобританию, - говорит Дан Мокеди. – Неделю назад мы получили лицензию, позволяющую совершать на нем полеты. В наши дни за штурвал этого музейного экспоната с несказанным удовольствием садятся молоденькие пилоты.  

- Знакомая машина, - загадочно улыбается Яир Шамир. 

1946 год, Дани Шапира: "Первым делом, первым делом самолеты, ну, а девушки, а девушки потом"  

- Евгений, - окликает Дан Мокеди одного из своих сотрудников, - заводи! Этому самолету почти 80 лет. В свое время его возможности считались неограниченными: разведчики проводили с его борта аэросъемку, но в то же время его использовали и для бомбардировок.


Заводится мотор лишь после того, как механик дважды вручную крутанет пропеллер. 

- А вот (пройдемте, пожалуйста, в ангар) – самолет, на котором легендарный израильский пилот Дани Шапира налетал первые 17 часов. 31 апреля 1939 года в Эрец-Исраэль завершился первый в истории еврейского ишува летный курс. "Крылышки" выпускникам вручил верховный представитель Великобритании в Палестине. Единственным выпускником этого курса, впоследствии служившим в израильских ВВС, был Биньямин Кахане.  

- Замечательный был пилот... - откликается Яир Шамир.


Сотрудники авиа-галереи поставили перед собой цель отремонтировать старые самолеты,  чтобы на них можно было летать. Среди прочих, дожидается своего часа сирийский самолет, сбитый бойцами нашей противовоздушной обороны на Синае. 

- Ремонтировать его, впрочем, мы не спешим: вначале нужно заново собрать отечественные самолеты, - говорит Дан Мокеди, - чтобы школьники и молодые бойцы ЦАХАЛа получили возможность соприкоснуться с историей израильских ВВС. 


Если вы мечтаете совершить уникальное путешествие в прошлое еврейского ишува, лучшая "машина времени", конечно же, - самолет! И даже если не каждый решится взмыть в небо над Хадерой на каком-нибудь музейном экспонате с угрожающе урчащим мотором, дух романтики, героизма и дерзкой мечты еврейских первопроходцев (им насквозь пронизана атмосфера музея!) гарантирует вам мощный заряд энергии. 

 
Прежде, чем отправляться в авиа-галерею на Хоф ха-Боним, позвоните в музей по номеру 1-700-70-20-24 и узнайте, в какие часы он открыт для широкой публики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий