понедельник, 11 марта 2013 г.

«Право общества знать»: политика как зеркало рейтинга СМИ



10 марта в тель-авивском Доме журналиста «Бейт Соколов» состоялось вручение Израильской премии за критику прессы, носящей имя Кеннета Абрамовича.


Абрамович (кто бы сомневался?) – гражданин США, преданный и последовательный сторонник Эрец-Исраэль. Много лет подряд жертвует единомышленникам-израильтянам скромную сумму (размер премии – 5000 долларов) на борьбу за объективность прессы. То есть – за возможность хотя бы изредка говорить правду со страниц газет, а также в эфире радио- и телепередач.

Странно звучит для «единственной на Ближнем Востоке демократии», верно? Казалось бы, демократическое устройство по определению подразумевает свободу слова. Проблема в одном: лишь избранным дозволено в нашей стране озвучивать в СМИ «свою правду», остальным – запрещено, хотя именно они и являются представителями демократического большинства.  

В середине 90-х, когда «входным билетом» в редакции израильских СМИ стал единственный критерий – не талант и не образованность, а страсть к «миротворчеству», добровольное объединение «Право общества знать» вступило в неравный бой - если не за объективность, то, как минимум, за сбалансированность. А проще говоря – за легитимное право «инакомыслящих» (читай – правых) обозревателей и журналистов участвовать в «круглых столах» Гостелерадио и выражать свою точку зрения наравне с левыми - пропагандистами и агитаторами «сиюминутного мира» и отступления с территорий, освобожденных в Шестидневную войну.

В тот период, напомню, сложившаяся в стране ситуация смахивала на сцену  сюрреалистического фильма: на улицах крупных городов взрываются автобусы – а пресса (в унисон с политиками правящей партии «Авода») называет убитых евреев «жертвами мира». Пришлось профессору Эли Полаку, доктору Исраэлю Мейдаду и другим основателям объединения «Право общества знать» извлечь из архивов так называемый «документ Накди» - свод канонов журналистской этики,  составленный в 1972 году сотрудником государственного радио Накдимоном Рогелем.

Ссылаясь на «документ Накди», объединение правых интеллектуалов потребовало от Гостелерадио соблюдения хотя бы сформулированных Накдимоном количественных параметров: если в студию приглашен представитель «лагеря мира», обязанность редакторов – «уравновесить» его страстные речи выступлением сторонника национального лагеря.

Под давлением активистов «Права…» в студии популярного в те годы ток-шоу «Пополитика» появился «правый» журналист. Звали его Томи Лапид. Впоследствии (после создания Лапидом антиклерикальной партии «Шинуй» и победы на выборах в Кнессет) Томи признался: он всего лишь играл роль журналиста, выражающего взгляды национального лагеря.

В 2004 году, когда Ариэль Шарон вынес на обсуждение Кнессета план одностороннего отступления из Гуш-Катифа и северной части Самарии, Лапид убедительно аргументировал «дальновидность» этого шага и от имени «Шинуя» поддержал «размежевание».

Из студии – в Кнессет

На состоявшихся 22 января 2013 года выборах Яир Лапид, сын покойного исполнителя роли правого журналиста, красавчик-телеведущий и колумнист крупнейшей израильской газеты, одержал блистательную победу: основанная им партия «Еш атид» («Есть будущее») набрала 19 мандатов и на стадии формирования правительства заключила тактический союз с «Еврейским домом». Оперативным результатом этого шага стало мучительное затягивание переговоров по вопросу создания правящей коалиции. Отдаленные (и гораздо более разрушительные для Страны) последствия – впереди. Абсолютно ясно, что если Нетаниягу под давлением президента США Барака Хусейна Обамы придется на пике «арабской весны», в условиях охватившего регион хаоса решиться на новое «размежевание», партия Лапида-джуниора первой проголосует за депортацию еврейских поселенцев. Чтобы удостовериться в этом, достаточно порыться в архиве  «Едиот ахронот» - могущественного частного медиа-концерна, придерживающегося «миротворческих» взглядов, и прочесть публикации Лапида, предшествовавшие его увольнению (во имя политической деятельности!) с крупнейшего частного телеканала, где он был ведущим главной передачи недели – «Пятничной студии».

Впрочем, не обошлось без журналистского присутствия и в «Еврейском доме» - новой инкарнации партии религиозных сионистов МАФДАЛ.

36-летняя Аелет Шакед, привлекшая к «Еврейскому дому» голоса тысяч избирателей из числа светских израильтян, - известный в стране блогер, лауреат Израильской премии за критику прессы. Еще один журналист, прорвавшийся в свое время в Кнессет от МАФДАЛа на волне популярности, которую он завоевал благодаря остроумной программе на армейском радио, - Ури Орбах. Депутатом от правящего «Ликуда» является Ципи Хотовели, дочь репатриантов из Грузии, получившая известность  благодаря участию в популярном ток-шоу 10-го телеканала.

Хотовели, впрочем, как и Орбах, служит в Кнессете уже не первую каденцию.

На этом, пожалуй, список представителей национального лагеря, пробившихся в парламент исключительно благодаря своему присутствию в СМИ, исчерпан. Зато журналистов-политиков-«миротворцев» полно - хоть пруд пруди! Тут и председатель «Аводы» Шелли Яхимович, признавшаяся в свое время, что однажды на выборах в Кнессет она проголосовала за коммунистическую партию ХАДАШ, и ее соратники Мики Розенталь и Мейрав Михаэли. Шестой номер в списке экс-телеведущего Яира Лапида занял его коллега и близкий друг Офер Шелах, также получивший известность благодаря тому, что постоянно мелькал на телеэкране.

Рейтинг решает всё

Нашествие журналистов в политику никого не удивляет: во-первых, монолитно левая израильская пресса десятилетиями обслуживает интересы одного-единственного лагеря – «миротворческого» меньшинства. И все достижения тех или иных правительств на ниве уступок врагу СМИ приписывают исключительно себе.

Де-факто на внутриполитической арене пресса превратилась в крайне влиятельного игрока. Влиятельного настолько, что большинство журналистов возомнили себя политиками и виртуозно пропагандируют идею, которой служат, - концепцию национальной капитуляции. Ненамного изменился расклад и с появлением газеты «Исраэль ха-Йом»: плыть против течения непросто.

В преддверии выборов-2013 журналист 10-го телеканала Равив Друкер провел расследование, цель которого - доказать, что «Исраэль ха-Йом» обслуживает лично главу правительства Биньямина Нетаниягу (в кулуарах это издание так и называют «БибИтон»,  газета Биби).

И хотя никаких конкретных фактов (за исключением рутинной редакторской правки и отказа публиковать непрофессионально написанные статьи) Друкеру добыть не удалось, сама рубрика «Журналистское расследование» произвела на зрителей неизгладимое впечатление: ТВ по-прежнему обладает мистическим влиянием на умы доверчивых соотечественников. И если ведущему русскоязычного 9-го телеканала Давиду Кону с созданной им «русской» партией не удалось преодолеть электоральный барьер, то его провал  указывает всего лишь на скромный рейтинг самой «Девятки»: поколение детей репатриантов-90, получивших школьное и университетское образование в Израиле, смотрит передачи на иврите.   

Кто против нас, тот не с нами

Нет, миссию, которую взвалили на себя волонтеры добровольного объединения «Право общества знать», никак нельзя считать исчерпанной. Напротив: новые тенденции (в частности, зомбирование телезрителей с помощью туповатых реалити-шоу), однозначно указывают на то, что в обозримом будущем противостояние  между ангажированной израильской прессой и здравомыслящими «низами» лишь обострится. И если 40 лет назад «документ Накди» мог хоть чуть-чуть (на том этапе страна располагала одним-единственным телеканалом) сдержать нашествие в СМИ адептов капитулянтской идеологии, то в наши дни, когда в Израиле превалируют частные СМИ, их владельцы и руководство чихать хотели на профессиональную этику. Сегодня главный редактор или генеральный директор любого – даже самого непопулярного телеканала - мнит себя кукловодом, в могущественных руках которого даже блистательные политики превращаются в марионеток.

Основатели объединения «Право общества знать» отдают себе в этом отчет. И пытаются  поддержать престижной премией тех журналистов и блогеров, которые позволяют себе публично ратовать за равные возможности идеологических соперников быть услышанными.

В этом году Израильская премия за критику прессы была присуждена журналу «Седьмой глаз», кстати, основанному в свое время структурой откровенно левого толка – Израильским институтом демократии. Жюри отдало предпочтение этому изданию и его интернет-версии не только потому, что оно систематически критикует СМИ, но и оттого, что время от времени предоставляет  трибуну «инакомыслящим» сторонникам национальной идеи.


Другим лауреатом премии (по итогам массового интернет-голосования) стала Хани Луз, основавшая 6 лет назад «ТАДМИТ» - Центр по укреплению демократии в израильских СМИ. Действует он при добровольном объединении «Юридический форум в защиту Эрец-Исраэль». Среди прочего, Хани занимается мониторингом передач государственной армейской радиостанции «Галей ЦАХАЛ» и выступает против их однобокости.

Смею предположить, что многие сотрудники армейского радио втайне мечтают рано или поздно оказаться в Кнессете: у «Галей ЦАХАЛ» стабильно высокий рейтинг…

На снимке вверху: вручение премии Хани Луз 

Фото: Гидеон Авинари    

Комментариев нет:

Отправить комментарий